Московская областная общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов СОВЕТ ВЕТЕРАНОВ ЛЕНИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

142700, Московская область, г. Видное, ул. Школьная, дом 70 Поиск по сайту


На главную > Герой Советского Союза Артамонов Виктор Дмитриевич


  

 

 

АРТАМОНОВ

Виктор Дмитриевич

(1921–1994)

Родился 10.02.1921 года в с.Остров в семье рабочего. Окончил 1-й курс Московского полиграфического института. Одновременно работал токарем и учился в аэроклубе. В 1940 году поступил в высшую Энгельсскую авиационную школу пилотов, которую окончил в 1942 году.

В действующей армии с 1943 года. В составе 1-го Украинского фронта участвовал в Курской битве, затем принимал участие в Корсунь-Шевченковской, Львовской операциях. В составе 1-го, затем 3-го Украинских фронтов (5-я и 17-я Воздушные армии) участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, в боях за освобождение Бухареста, Будапешта, в Белградской операции. Гвардии лейтенант Артамонов закончил войну в Югославии. Совершил 155 боевых вылетов.

Звание Героя Советского Союза присвоено ему 18 августа 1945 года за участие в боях в период Великой Отечественной войны. Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «За службу Родине в ВС СССР» III степени, имеет три ордена зарубежных стран. Всего – 11 орденов и 24 медали.

После войны окончил Военно-воздушную академию, затем адъюнктуру. Генерал-майор авиации с 1968 года. С 1987 года – в отставке. Скончался в 1994 году.

 

Чистое небо АРТАМОНОВА

Всю войну Виктор Артамонов пролетал на штурмовике «Ил-2». Был летчиком-штурмовиком, старшим летчиком, командиром звена, заместителем командира эскадрильи. Постепенно, исподволь накапливались летное мастерство и умение выходить победителем из любой ситуации. А поначалу и у него были неудачи, порой даже казусные случаи.

…Как-то летом 1943-го группа «Ил-2», в составе которой находился самолет Артамонова, вылетела в район дорог, связывающих населенные пункты Ахтырка – Тростянец. Нужно было помешать продвижению танков противника. Сначала все шло хорошо. И вдруг самолет Артамонова начал быстро терять высоту. Он попытался развернуться, но тяжелая машина грузно, с креном на одно крыло устремилась к земле. Внизу виднелось несколько орудий, около которых суетились немцы. Молодой летчик сбросил противотанковые бомбы. И смог с трудом развернул самолет. Перетянул за овраг и сел на поляне… Навстречу шли трое бойцов с автоматами.

Через несколько минут экипаж Аратмонова уже был у командира танковой бригады, который со своим наблюдательным пунктом располагался у самой линии фронта. Генерал с недоверием смотрел на стоящих перед ним юношей. Виктору в то время было всего лишь 22, стрелку еще меньше – 18. И все же он поверил им. Даже танк выделил, чтобы отбуксировать самолет в безопасное место.

А когда подъехали к поляне, то Артамонов решил выпустить по немцам неизрасходованный запас реактивных снарядов. Залез в кабину самолета и, когда танк развернул машину, нажал кнопки пуска. Что тут началось! Видимо, немцы решили, что это наши знаменитые «катюши» начали обстрел, и поспешили накрыть их минометным и артиллерийским огнем. Артамонов, выскочив из кабины самолета, нырнул в люк танка. Водитель включил скорость. Шасси с треском вырвалось из искореженного самолета, а он так и остался стоять на месте…

Возвратившись в часть, Артамонов рассказал о случившемся командиру полка. Тот только осуждающе вздохнул: «Впредь умнее будешь, лишнего шума не надо поднимать».

На следующий день Артамонов полетел на новой машине. Группа без потерь возвратилась на аэродром. Но, когда Виктор уже после посадки стал разворачивать самолет, зацепил задним колесом за врытый глубоко в землю неприметный столб. У самолета начисто отломило хвост...

Через несколько дней Артамонов в группе вновь вылетел на задание. И надо же было так случиться, что зенитный снаряд угодил именно в его «Ил»! Чудом перетянул линию фронта и посадил машину на своей территории.

В полку его ожидал сюрприз. На своей стоянке Виктор увидел ободранный остов фюзеляжа с обломками крыльев – тот самый самолет, с которого были выпущены ракеты по врагу.

– Ремонтировать будем, – сказал инженер, а командир эскадрильи подтвердил: – Пока эту машину не починят, ни одной больше не получишь. Не успел в полк прийти, третий самолет гробишь!

Инженер не подвел. «Челиту», так шутливо именовали летчики самолет Артамонова, успешно отремонтировали. Поставили новые плоскости, мотор, заменили хвостовое оперение. Словом, из разных частей смонтировали самолет, лишь старый № 13 остался на хвосте. Корявый, неуклюжий, сверкающий заклепками и заплатами, стоял самолет на стоянке.

– Неужто полетит? – с нескрываемым сомнением спрашивали летчики инженера.

Инженер отвечал утвердительно, правда, хороших ходовых качеств не гарантировал. Самолет поднялся. Не все в полете ладилось. Инженер еще поколдовал над машиной, но и после этого она не проявляла особой резвости в полете. Даже при пикировании не давала больше 300 километров в час. Почти на 100 километров меньше, чем любой другой «Ил». И все-таки теперь у Артамонова снова был самолет.

…В ноябре 1943 года полк базировался на грунтовом аэродроме около деревни Гоголев. Ему было поручено в полном составе вылететь на штурмовку войск противника, отступающих на запад от Киева. Фашисты не забывали отправлять в тыл и эшелоны с награбленным добром. Их нужно было остановить.

Пролетали над Киевом, прикрытым шапкой густого дыма. Подожженный гитлеровцами город горел. И тут из дымового марева выскочила четверка двухмоторных самолетов. Это были маневренные, хорошо вооруженные немецкие истребители. Они быстро стала приближаться к нашим «Илам». Прежде чем последовала команда, один из штурмовиков ринулся врагу наперерез. Атакуя противника в лоб, он открыл огонь из пушек и пулеметов. И хотя не удалось сбить ни одного из нападавших истребителей, строй их нарушился. Группа вышла из-под удара противника. Летчиком, который спас положение, был Виктор Артамонов.

Вскоре штурмовики вышли к железнодорожному полустанку, на котором находились вражеские эшелоны. После первой же атаки возникли пожары, начались взрывы. Фашисты поспешили растащить уцелевшие составы. Один эшелон двинулся на запад. Артамонов немедленно зашел под небольшим углом к нему и пустил реактивные снаряды. Через несколько минут над полустанком плыло огромное белое облако. Это был не только дым от взрывов и пожаров. В воздухе носились похожие на снег хлопья пуха. Летчики поняли, что в вагонах находились перины и подушки, награбленные фашистами. «Пух и перья от фрицев полетели!» – шутили потом в полку…

На разборе полетов командир полка особо отметил удачные действия Артамонова. С каждым полетом росло мастерство штурмовика. Летчик буквально сроднился с машиной. Давно уже без улыбки смотрели товарищи на тихоходную «Челиту», которая казалась неуязвимой для вражеских зенитчиков – так искусно маневрировал Артамонов, с первой атаки поражая цель. Снайперская точность его ударов вызывала восхищение у опытных, видавших виды авиаторов. Скоро все в полку поняли, что этот скромный волевой юноша становится настоящим асом. Он не терялся в сложной обстановке, самые трудные задания выполнял блестяще.

Ярким показателем летного мастерства лейтенанта В. Артамонова был полет на разведку в марте 1944 года. Облака обложили небо, шел беспрерывный дождь, а разведку предстояла вести на рассвете. В то время не было еще многих приборов, помогающих в наши дни вести самолет в сложных метеоусловиях. Командир полка прекрасно понимал, какая трудная задача ложилась на летчиков и выбрал самых опытных.

Еще затемно два «Ила» один за другим поднялись с аэродрома. Земля почти не просматривалась. Вода заливала стекла кабины. Найти цель в дождь при сплошной облачности да еще почти в темноте, а потом возвратиться на свой аэродром было нелегко. К тому же в районе цели облачность разошлась, и немецкие зенитки стали обстреливать самолеты. Резко маневрируя, «Илы» пронеслись над позициями, уходя от попаданий зениток.

В районе станции летчики увидели машины, груды ящиков, какие-то грузы, укрытые брезентом. Поняли, что все это и охраняют зенитчики. С ходу, резко спикировав, сбросили бомбы, пустили ракеты. Не успели самолеты набрать высоту, как сзади мелькнула яркая вспышка, а затем самолеты резко тряхнуло. Как потом оказалось, немцы сосредоточили здесь большое количество боеприпасов, которые не успели эвакуировать. Туда и угодили бомбы и ракеты разведчиков.

Летчикам была объявлена благодарность за умелые действия.

Вот еще несколько боевых эпизодов, которые были названы при представлении В.Д.Артамонова к званию Героя Советского Союза:

«15 июля 1944 г. тов. Артамонов, будучи ведущим группы из шести самолетов ИЛ-2, получил задачу нанести штурмовой удар по укрепившемуся противнику на рубеже Тростянец-Подлипце, мешавшему продвижению вперед нашим наземным войскам. С этой задачей он… справился отлично. В результате нанесенного штурмового удара немцы понесли громадные потери и вынуждены были отойти на новый рубеж…

1 февраля 1945 г. тов. Артамонов в паре с ведущим вылетел на «охоту» в район Шид. В этом районе он обнаружил подходящую колонну автомашин с боеприпасами и живой силой противника. Смелым налетом тов. Артамонов с бреющего полета штурмовал несколькими заходами метавшуюся автоколонну. В результате этого налета большинство немецких автомашин с боеприпасами сгорело».

Особенно ярко проявилось летное мастерство Артамонова при выполнении важного и трудного задания в конце войны. Было это весной 1945 года в Югославии. Большая группа немецко-фашистских войск оказалась прижатой к реке Драве около г.Осиек. Противник стремился любой ценой вывести оставшуюся в Югославии группировку на север, чтобы соединиться там со своими войсками. Важной артерией являлось шоссе с понтонным мостом через реку в районе города. По мосту нескончаемым потоком двигались войска. Гитлеровцы тщательно охраняли его, сосредоточив в этом районе большое количество зенитных орудий и пулеметов.

Неоднократные попытки разбить переправу силами пикирующих бомбардировщиков не привели к успеху. Бомбардировщики несли большие потери. Тогда задача уничтожить мост была поставлена штурмовикам.

Началась тщательная подготовка к ответственному заданию. Все летчики понимали его трудность. Было ясно, что без какой-то хитрости его выполнить невозможно. Решили обмануть противника. Выделенные в полет экипажи разделили на две группы. Первая под командованием командира эскадрильи капитана Елисеенкова на высоте 2000 метров должна была вывести штурмовики на цель и отвлечь на себя огонь зенитных орудий. В это время другой группе на предельно малой высоте предстояло нанести удар. Во вторую группу отобрали наиболее опытных летчиков. О повторном заходе не могло быть и речи – только первая атака должна принести успех. Вести вторую группу был назначен командир другой эскадрильи Леонид Лизунов. Вместе с ним шел и его заместитель Виктор Артамонов.

Хитрость удалась. Зенитчики все свое внимание сосредоточили на группе Елисеенкова. А в это время шестерка «Илов», которую вел Лизунов, незаметно подошла к самой переправе. Только тут фашисты разгадали, где главная опасность, и открыли огонь. Но было уже поздно. Почти все бомбы и ракеты, выпущенные советскими летчиками, попали в переправу. Понтонный мост был уничтожен. Много машин и танков пошло на дно. В этом налете первым нанес удар Артамонов – точно по центру моста. Его атака помогла остальным правильнее прицелиться, вовремя сбросить бомбы.

Это был один из последних боевых вылетов Артамонова. Он выполнил задание на «отлично», поразил цель с первой атаки.

За проявленное мужество и отвагу Виктор Дмитриевич был трижды награжден орденами Красное Знамя. Уже после войны – 18 августа 1945 года ему было присвоено звания Героя Советского Союза. Как говорилось в представлении, “за период своего участия в борьбе против немецких захватчиков тов. Артамонов являлся самым активным воздушным бойцом в дни напряженных боевых действий на Курской дуге, при форсировании рек Днепр, на Ясско-Кишиневской направлении, при освобождении столицы Югославии гор. Белграда и при дальнейшем продвижении наших войск на запад. В этот период напряженной боевой работы тов. Артамонов производил по 3–4 боевых вылета в день, показывая образцы мужества, доблести и геройства при выполнении боевых заданий, нанося огромный урон фашистским войскам, тем самым успешно содействовал благоприятному исходу операций в нашу пользу…

За успешное выполнение 155 боевых вылетов на самолете ИЛ-2 на бомбометание, разведку и штурмовку живой силы и техники противника и проявленные при этом высокие образцы геройства, мужества и доблести тов. Артамонов достоин высшей правительственной награды – звания “Герой Советского Союза” – так заканчивалось представление к награде.

После войны Виктор Дмитриевич продолжал службу в Советской Армии. В 1951 окончил Военно-воздушную академию, затем адъюнктуру, защитил кандидатскую диссертацию. Вел преподавательскую работу, заведовал кафедрой. В 1987 году он вышел в отставку по возрасту. Работая в столице, не раз приезжал в родное село, встречался с ветеранами и школьниками.

На доме в с.Острове, где родился В.Д.Артамонов, установлена мемориальная доска, которая напоминает о боевых подвигах земляка.